Какие сети накрыли Кузбасс?

Андрей Дворников

Поскольку мы заговорили о торговых сетях, постараюсь определить основные организационные признаки торговых сетей. Скорее всего, этих признаков будет не менее шести…

Во-первых, это наличие единого управленческого центра, в котором разрабатывается стратегия и оказывается системная поддержка сбытовой сети (маркетинг, логистика, финансы и т.д).

Во-вторых, наличие самих региональных сбытовых подразделений, управляемых из центра.

В-третьих, скорее всего, наличие некого эффекта экономии при росте торговой сети (экономии на масштабе), который является основой для формирования ее стратегии, сбытовой и ценовой политики.

В-четвертых, наличие общей технологии, которая взаимоувязывает все объекты управления торговой сетью.

В-пятых, наличие общего информационного пространства для принятия управленческих решений.

В-шестых – наличие общих стандартов обслуживания и системы контроля деятельности магазинов.

Взяв за основу эти признаки, к кузбасским продовольственным торговым сетям можем отнести основных игроков на продовольственном рынке - "Кора", "Чибис", "Каравай", "Элис", "Аквамаркет".

Исторически, эти торговые системы сформировались либо на базе оптовых компаний, либо на базе производителей в Кемерово, а потом постепенно стали распространять свое влияние на территорию области.

Продовольственные торговые сети формировались и в другой столице Кузбасса – Новокузнецке.

Однако, по каким-то причинам, ни одна новокузнецкая сеть не стала кузбасской торговой сетью, хотя и размер, и потенциал некоторых новокузнецких торговых сетей еще в середине 90-х годов, когда многих кемеровских торговых сетей и в помине не существовало, был значительным.

Каждая из торговых сетей имеет свою стратегию развития, сложившуюся в предшествующий период.

По количеству магазинов, кузбасским торговым сетям, конечно далеко до краснодарского "Магнита", открывшего в декабре 2005 года 1 500 магазин. В среднем, кузбасская торговая сеть объединяет от 10 до 40 магазинов. Достоверная информация о планах развития, размерах товарооборота и торговой площади сети является закрытой информацией, поэтому будем основываться на тех фактах, что были озвучены официальными представителями сетей в средствах массовой информации и на собственных наблюдениях.

Торговая сеть "Кора" - изначально формировалась как сеть магазинов самообслуживания, отформатированных как супермаркет ("Кора"), дискаунтер ("Червонец") и Cash & Carry ("Палата"). Получив своего потребителя на кемеровском рынке, начала развитие на территории области. Имея сравнительно не большое количество магазинов, выигрывает на общем размере торговой площади, качественном обслуживании потребителей, сервисе и логистической составляющей. Считается одной из потенциальных сетей, которая может превратиться в сибирскую торговую сеть. На конец 2005 года торговая система насчитывала 17 магазинов с торговой площадью 18 000 кв.м. Официально заявлено о планах по открытию в ближайшее время нескольких магазинов за пределами области - в Новосибирске (формат супермаркет), Томске, Алтайском крае (формат дискаунтер) и четырех магазинов в Новокузнецке, Березовском, Прокопьевске.

Торговая сеть "Чибис" - формировалась по принципу – "есть объект – будет магазин". По сути, работает в нескольких форматах – супермаркет, Cash & Carry ("Терем"), часть магазинов под брэндом "Чибис" имеют прилавочную форму торговли, часть (особенно те, которые открывались в 2005 г.) – можно идентифицировать как магазины формата "дискаунтер". Кроме того, "Чибис", по сути, был первой торговой системой, построившей торговый центр в Кемерово – "Спутник".

Стратегия развития очень похожа на стратегию "Пятерочки" - входят на рынок быстро и дешево, предлагают сравнительно небольшой ассортимент (2 500 – 3 500 наименований) по сравнительно не высокой цене.

Работая на опережение "Коры", "Чибис" агрессивно развиваются на территории Кузбасса. По состоянию на август 2005 года, торговая система насчитывала 27 магазинов, за 5 месяцев 2005 года было открыто 13 магазинов. (Средний темп роста – 2-3 магазина в месяц).

Торговая площадь открытых магазинов колеблется в пределах 450 - 850 квадратных метров.

Официально заявлено, что на конец 2005 года в торговой системе было 40 магазинов в 11 городах, планы на 2006 год – открытие еще 20.

Торговая сеть "Элис" - начинала формироваться как сеть магазинов прилавочной формы торговли, в течение последних двух лет несколько изменила стратегию и перешла на открытие магазинов самообслуживания формата супермаркет и дискаунтер. Магазины находятся, кроме Кемерово в городах Березовский, Топки.

Торговая сеть "Каравай" - наверное, самая большая торговая сеть по количеству магазинов, насчитывает порядка 40 магазинов. Отличительной чертой торговой системы является практически полное отсутствие складских распределительных площадей, что, теоретически, должно сказываться на стабильности ассортимента магазинов – слишком сильная зависимость от сервиса поставщика. С одной стороны подобная торговая система экономит на складских и транспортных затратах, с другой стороны – имеет недополученную прибыль, плюс к этому – высокие затраты по содержанию персонала магазинов из-за прилавочной формы торговли. Правда, с 2004 года, помимо магазинов под торговой маркой "Каравай", развивает магазины формата супермаркет под торговой маркой "Дельта" (4 магазина), "Губернский" (2 магазина).

"Аквамаркет" - торговая сеть представлена магазинами "Галактика", "Акватория" (формат супермаркет) и "Экономка" (формат дискаунтер) в гг. Кемерово и Новокузнецк.

Цивилизованный сектор розничной торговли продуктами питания, представленный торговыми сетями, в Кузбассе все еще сравнительно не большой, поэтому в развитии прослеживается откровенная тенденция количественного роста торговых площадей, то есть системы развиваются не качественно, например, за счет увеличения показателя прибыли с квадратного метра торговой площади, а количественно, за счет увеличения показателя темпов роста торговой площади.

Хотя, по оценкам некоторых экспертов, концентрация торговых сетей магазинов самообслуживания на кузбасском рынке одна из самых высоких в Сибири.

В связи с этим, между сетями идет активная борьба за потенциальные торговые объекты и земельные участки, на которых эти объекты можно построить. С одной стороны все понятно – это возможности для будущего роста, причем достаточно быстрого в случае покупки или аренды готового магазина или здания.

При этом, подобную стратегию кузбасских розничных сетей диктуют и изменения в дальнем конкурентном окружении - заявлено о строительстве торгового комплекса "Рамстор" общей площадью около 30 тыс. кв. в Томске, на территории "спального" микрорайона Каштак, имеется информация о покупке нескольких земельных участков в Новосибирске "Лентой", "Ашаном", Metro Cash & Carry .

В области формирования логистической инфраструктуры, которая необходима торговым сетям для входа в регион, также происходят значительные изменения - сразу два московских девелопера — "Международное логистическое партнерство" (МЛП) и "РосЕвроДевелопмент" — объявили в 2005 году о намерении ввести в эксплуатацию в 2007 году в Новосибирске двух крупных распределительных центров класса "А" (площадью от 100 тыс. кв. м каждый)

С другой стороны, не секрет, что новые объекты большинства кузбасских торговых систем, появляющиеся за счет реконструкций старых магазинов или бывших производственных помещений, в долгосрочной перспективе проигрывают в стандартизации внутренних процессов и технологичности магазинов.

Результатом использования готовых объектов является то, что магазины одного формата одной торговой сети, втиснутые в условия готового (хотя и реконструированного) объекта имеют различия в технологии, обработке товарного потока, организации торгового пространства, количестве персонала, пропускной способности, контуре системы охраны и т.д.

Получается, что, выигрывая в скорости открытия объекта, торговая система изначально проигрывает в технологичности и в будущих издержках.

Ну а потом мы все удивляемся, сравнивая российские и западные показатели, почему на одной и той же торговой площади в России работают в 2-3 раза больше персонала, чем в западных супермаркетах или дискаунтерах.

Второй тенденцией, которую можно проследить не вооруженным глазом – переход от прилавочной торговли к самообслуживанию. Да это и понятно – торговля через прилавок требует на 30-40% больше персонала, чем система самообслуживания и более низкий объем реализации, так как ограничивает выбор потребителя, лишая доступа к товару. Примером тому может служить тот факт, что большинство магазинов, открытых кузбасскими сетями в 2005 г. были именно магазины самообслуживания. Даже торговая сеть "Каравай", магазины которой исторически ассоциируются только с прилавочной формой торговли, развивает формат супермаркета ("Дельта", "Губернский")

Третья тенденция – намерения или фактическое расширение рынков сбыта за счет выхода на соседние территории.

Для кузбасских сетей пока это только, по большому счету, намерения, для других сибирских сетей, таких как "АЛПИ", "Быстроном" – фактическая реальность.

Примерами этой тенденции могут служить факты открытия или строительства на территории области магазинов красноярской торговой сети "АЛПИ", активная работа по поиску объектов и земельных участков на территории Новосибирска, Томска и Барнаула "Коры".

Четвертая тенденция, которую можно выделить в кузбасских розничных сетях – планы по строительству гипермаркетов и торгово-развлекательных центров. (Кузбасские сети - "Кора", "Чибис", красноярская "АЛПИ")

При этом, по большому счету, ни у одной кузбасской сети нет окончательно сформулированной и оформленной концепции этого самого гипермаркета, что дает определенное конкурентное преимущество красноярцам, у которых, кроме концепции, есть еще и опыт открытия более десятка таких объектов.

Вопрос можно было бы закрыть за счет покупки франшизного пакета у московских или питерских операторов, что, скорее всего, и будет сделано нашими торговыми сетями. Поэтому будем ожидать появление новых брэндов на рынке.

Пятая тенденция – сети становятся очень похожими друг на друга. Визуально – это использование одних и тех же цветов в оформлении. Зачастую, одного и того же торгового оборудования, одного и того же ассортимента, набора одних и тех же арендаторов, заимствование друг у друга внешних элементов стандартов обслуживания, проведение одних и тех же акций, разных только по названию, но не по содержанию, проведение дегустаций одних и тех же продуктов.

Даже сервисный диалог примерно у всех сетей теперь одинаков.

Складывается ощущение общего, шаблонного подхода к потребителю и позиционированию торговой сети.

Шестая тенденция – некий отход от форматности ("размывание формата") за счет увеличения ассортимента, изменения принципов выкладки, требований к организации внутреннего торгового пространства в формате дискаунтер ("Элис", "Червонец").

Скорее всего, это связано, с одной стороны, с желанием торговых сетей повысить эффективность отдачи с метра торговой площади. В результате, торговые системы получили нечто среднее между недоделанным супермаркетом и переделанным дискаунтером.

Седьмая тенденция, которая явно прослеживалась во второй половине 2005 года – попытки формирования сетей магазинов формата "у дома".

Идея благая и для потребителя, и, на мой взгляд, просто необходимая, но, как оказалось, трудно реализуемая.

С середины 2005 года, следуя тернистому пути Барнаульской "Марии Ра", торговые системы "Кора" и "Элис", поочередно, реализовывали проект создания сети магазинов формата "у дома". Однако, ни потенциал "Коры", ни опыт "Элис" так и не принес желаемых результатов.

Результат оказался не удовлетворительным ни для потребителя, ни для торговых сетей.

Теперь о том, чего, на мой взгляд, не хватает всем кузбасским торговым системам – не хватает сервиса, программ лояльности, продуктов private label .

По вопросу сервиса – если уж торговый объект позиционируется как супермаркет, торговая сеть должна обеспечить бесплатный пакет, упаковщика, высокую скорость кассира и достаточное количество касс, чтобы потребитель не стоял в очереди 10 -15 мин. Ну а уж если покупка значительная – помогите потребителю донести покупку до автомобиля.

По вопросу программы лояльности – в настоящий момент ни одна торговая система не имеет, например, накопительных дисконтных карт, предоставляющих дополнительные скидки на объем покупки в месяц. В погоне за повышением эффективности некоторые сети отменили даже утренние скидки для потребителей.

По вопросу private label (производство и продажа отдельных продуктов под собственной торговой маркой) – несомненно, подобная программа будет выгодна самим торговым сетям. Кроме того, реализация подобной программы поможет снизить стоимость потребительской корзины.


Версия для печати

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Информационный портал

Содержит более 3 000 инфор-
мационных и методических материалов по менеджменту, примеров бизнес-моделей, процессов и показателей (KPI), а также слайдов семинаров.

Перечень материалов

Войти на портал

Ближайшие семинары

4-5 декабря, г. Москва
"Современные методологии описания бизнес-процессов и бизнес-моделирования" Подробнее >>

6 декабря, г. Москва
"Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ФСА). Расчет трудозатрат и численности персонала" Подробнее >>

7-8 декабря, г. Москва
"Разработка стратегических целей и ключевых показателей (KPI). Построение системы мотивации и оплаты труда (СМОТ) на их основе" Подробнее >>

8 декабря, г. Москва
"HR-инжиниринг, организационная структуризация и повышение эффективности работы персонала" Подробнее >>

11-12 декабря, г. Москва
"Анализ и оптимизация оргструктуры. Повышение организационной эффективности и производительности труда" Подробнее >>

18-20 декабря, г. Москва "Описание, анализ, оптимизация бизнес-процессов. Разработка регламентов" Подробнее >>

+7 (495) 788-72-47   info@betec.ru
 Консалтинг Консалтинговые услуги Формы консалтинговых услуг Почасовая консультация Консалтинговые сессии Консалтинговые проекты  Бизнес-обучение Темы семинаров Расписание семинаров Корпоративные семинары Дистанционные курсы Презентации семинаров Книга "Секреты успешных пр..."  Программные продукты Бизнес-инженер График-студио Лайт  бесплатно Business Studio Microsoft Visio ARIS-конвертация Графические схемы процессов Бизнес-анализ Бизнес-модели и решения Партнерские программы  Магазин процессов О магазине бизнес-процессов Каталог процессов и стоимость Нотации описания процессов  Решения HR-инжиниринг Решения для Банков Решения для ВУЗов Стратегия и BSC/KPI Бизнес-процессы Оргструктура Качество Проекты


Подписка на новостную рассылку
Введите Ваш e-mail:

Наш адрес:
127106, г. Москва
ул. Гостиничная, д.3, офис 318
тел. +7 (495) 788-72-47
e-mail: info@betec.ru

Copyright © 2001-2017
БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)


Новости компании БИТЕК Информация о компании БИТЕК Публикации компании БИТЕК Партнерская программа компании БИТЕК Контактная информация

Статьи