Классика построения организации:
от стратегии к бизнес-процессам и организационной структуре

 

Ковалев Сергей Михайлович -
руководитель, ведущий консультант
консалтинговой компании БИТЕК
(Бизнес-инжиниринговые технологии)

Ковалев Сергей Михайлович - руководитель, ведущий консультант консалтинговой компании БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)

Одной из важных задач современного менеджмента является построение эффективной организации, способной реализовать поставленные перед ней стратегические цели.

Как подойти к решению этой задачи, с чего начать? Построение организации состоит из трех этапов: разработка стратегии, разработка бизнес-процессов и проектирование на их основе организационной структуры (см. рис. 1).

Этапы построения организации

Рис. 1. Этапы построения организации

Первый этап - разработка стратегии, включает в себя следующие действия:

После определения целей, потребителей, продуктов и услуг необходимо перейти ко второму этапу - разработке бизнес-процессов компании, которые обеспечат достижение ее стратегических целей, производство продуктов и оказание услуг. И только на третьем этапе следует перейти к проектированию организационной структуры компании.

Следует обратить внимание, что организационная структура является средством, с помощью которого выполняются бизнес-процессы и достигаются стратегические цели. Поэтому организационная структура - это третичный элемент в цикле проектирования организации и к ее разработке нужно приступать в последнюю очередь.

В настоящее время многие российские организации допускают типовую ошибку - начинают оптимизировать организационную структуру, пропустив два предыдущих этапа.

Также на каждом этапе проектирования организации нужно определить и в последующем проводить контроль выполнения ключевых показателей (KPI).

На первом этапе - этапе разработки стратегии для каждой стратегической цели должны быть определены корпоративные ключевые показатели - KPI(c), которые будут измерять их достижение.

По каждому корпоративному показателю должно быть определено целевое значение, как на период горизонта стратегического планирования, так и на ближайший период промежуточного стратегического контроля, который должен осуществляться не реже одного раза в год. Для проведения стратегического контроля по каждому показателю должна быть собрана информация о его фактическом выполнении, рассчитаны план-фактные отклонения, индексы выполнения, а также определена степень достижения стратегических целей (см. рис. 2).

В ходе стратегического контроля высшее руководство организации на основе карты стратегических целей (см. рис. 2) должно отчитываться перед акционерами и вышестоящими организациями о том, как выполняется корпоративная стратегия.

Контроль и анализ достижения стратегических целей и KPI

Рис. 2. Контроль и анализ достижения стратегических целей и KPI

На втором этапе построения организации - этапе проектирования бизнес-процессов корпоративные показатели должны быть каскадированы на процессы. В ходе каскадирования осуществляется декомпозиция корпоративных показателей на процессные ключевые показатели и их распределение по бизнес-процессам.

Контроль выполнения ключевых показателей бизнес-процессов должен осуществляя чаще, чем стратегический контроль и не реже одного раза в квартал, в ходе которого ответственные за бизнес-процессы (владельцы бизнес-процессов) должны отчитываться перед высшим руководством организации о том, как происходит выполнение ключевых показателей по вверенным им бизнес-процессам (см. рис. 3).

Контроль и анализ выполнения KPI бизнес-процессов

Рис. 3. Контроль и анализ выполнения KPI бизнес-процессов

Отчетность о выполнении операционных показателей целесообразно проводить как в разрезе бизнес-процессов организации (см. рис. 3), так и в разрезе организационной структуры (см. рис. 4), что делается на третьем этапе проектирования организации.

Завершением третьего этапа организационного построения, на котором осуществляется разработка организационной структуры, является включение наиболее важных ключевых показателей организационных единиц в систему мотивации и оплаты труда руководителей и сотрудников организации.

Контроль и анализ выполнения KPI организационных единиц

Рис. 4. Контроль и анализ выполнения KPI организационных единиц

 

Литература

Используемое программное обеспечение


Версия для печати

Яндекс.Метрика Rambler's Top100
Портал БИТЕК:ИМС

Содержит более 3 000 инфор-мационных и методических материалов по управлению, примеров бизнес-процессов и показателей (KPI), а также материалы Видеокурсов.

Перечень материалов >>

Войти >

Ближайшие семинары

14-15 октября, г. Москва
"Моделирование бизнес-архитектуры компании в Business Studio 6" Подробнее >>

5-6 ноября, г. Москва
"Технологии и стандарты описания и оптимизации бизнес-процессов. Разработка регламентов." Подробнее >>

7 ноября, г. Москва
"Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ФСА). Расчет трудозатрат и численности персонала." Подробнее >>

11-12 ноября, г. Москва
"Разработка стратегических целей (BSC) и ключевых показателей (KPI). Построение системы мотивации на основе KPI." Подробнее >>

18-19 ноября, г. Москва
"Анализ и оптимизация оргструктуры. Повышение организационной эффективности. Регламентация." Подробнее >>

6 декабря, г. Москва
"Описание бизнес-процессов в Microsoft Visio" Подробнее >>

9-11 декабря, г. Москва
"Бережливое производство и практика его применения. Каждая идея будет услышана." Подробнее >>

+7 901 901-03-67,  495 220-56-57

WA: +7 985 220-56-57

ТГ: @betec2   E: info@betec.ru

 Обучение Расписание семинаров   Видеокурсы Битек24 Президентская академия  Книги Настольная книга аналитика Описание процессов в BPMN...  Бизнес-инженер Бизнес-инженер 11 График-студио Лайт  Программные продукты Битрикс24 Microsoft Visio Business Studio  Цифровизация Цифрорегламенты Жизненный цикл изделия Цифровизация работы ОТиЗ  БИТЕК:Консалтинг Типовые услуги и проекты Стартовый семинар-практикум Сопровождение проекта Стандарт описания процессов Проверка качества диаграмм Нагядность диаграмм Оценка зрелости процессного ...  Магазин процессов О магазине бизнес-процессов Каталог и стоимость процессов Нотации описания процессов  Решения Решения для Банков Решения для ВУЗов Стратегия и BSC/KPI Бизнес-процессы Оргструктура HR-инжиниринг Качество Проекты


Подписка на новостную рассылку
Введите Ваш e-mail:

Copyright © 2001-2024
БИТЕК

Бизнес-инжиниринговые технологии

Построение бизнес-процессов и организационное проектирование

ВОПРОС / ЗАЯВКА НОВОСТИ О КОМПАНИИ ВИДЕО ПУБЛИКАЦИИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ