Классика построения организации:
от стратегии к бизнес-процессам и организационной структуре
Ковалев Сергей Михайлович - |
Одной из важных задач современного менеджмента является построение эффективной организации, способной реализовать поставленные перед ней стратегические цели.
Как подойти к решению этой задачи, с чего начать? Построение организации состоит из трех этапов: разработка стратегии, разработка бизнес-процессов и проектирование на их основе организационной структуры (см. рис. 1).
Рис. 1. Этапы построения организации
Первый этап - разработка стратегии, включает в себя следующие действия:
- Определение целевого потребителя, потребности которого нужно удовлетворять.
- Определение перечня продуктов и услуг, которые компания должна производить с целью удовлетворения потребностей целевого потребителя.
- Разработка и формулировка стратегических целей компании.
После определения целей, потребителей, продуктов и услуг необходимо перейти ко второму этапу - разработке бизнес-процессов компании, которые обеспечат достижение ее стратегических целей, производство продуктов и оказание услуг. И только на третьем этапе следует перейти к проектированию организационной структуры компании.
Следует обратить внимание, что организационная структура является средством, с помощью которого выполняются бизнес-процессы и достигаются стратегические цели. Поэтому организационная структура - это третичный элемент в цикле проектирования организации и к ее разработке нужно приступать в последнюю очередь.
В настоящее время многие российские организации допускают типовую ошибку - начинают оптимизировать организационную структуру, пропустив два предыдущих этапа.
Также на каждом этапе проектирования организации нужно определить и в последующем проводить контроль выполнения ключевых показателей (KPI).
На первом этапе - этапе разработки стратегии для каждой стратегической цели должны быть определены корпоративные ключевые показатели - KPI(c), которые будут измерять их достижение.
По каждому корпоративному показателю должно быть определено целевое значение, как на период горизонта стратегического планирования, так и на ближайший период промежуточного стратегического контроля, который должен осуществляться не реже одного раза в год. Для проведения стратегического контроля по каждому показателю должна быть собрана информация о его фактическом выполнении, рассчитаны план-фактные отклонения, индексы выполнения, а также определена степень достижения стратегических целей (см. рис. 2).
В ходе стратегического контроля высшее руководство организации на основе карты стратегических целей (см. рис. 2) должно отчитываться перед акционерами и вышестоящими организациями о том, как выполняется корпоративная стратегия.
Рис. 2. Контроль и анализ достижения стратегических целей и KPI
На втором этапе построения организации - этапе проектирования бизнес-процессов корпоративные показатели должны быть каскадированы на процессы. В ходе каскадирования осуществляется декомпозиция корпоративных показателей на процессные ключевые показатели и их распределение по бизнес-процессам.
Контроль выполнения ключевых показателей бизнес-процессов должен осуществляя чаще, чем стратегический контроль и не реже одного раза в квартал, в ходе которого ответственные за бизнес-процессы (владельцы бизнес-процессов) должны отчитываться перед высшим руководством организации о том, как происходит выполнение ключевых показателей по вверенным им бизнес-процессам (см. рис. 3).
Рис. 3. Контроль и анализ выполнения KPI бизнес-процессов
Отчетность о выполнении операционных показателей целесообразно проводить как в разрезе бизнес-процессов организации (см. рис. 3), так и в разрезе организационной структуры (см. рис. 4), что делается на третьем этапе проектирования организации.
Завершением третьего этапа организационного построения, на котором осуществляется разработка организационной структуры, является включение наиболее важных ключевых показателей организационных единиц в систему мотивации и оплаты труда руководителей и сотрудников организации.
Рис. 4. Контроль и анализ выполнения KPI организационных единиц
Литература
- Ковалев С., Ковалев В.: "Настольная книга аналитика. Практическое руководство по проектированию бизнес-процессов и организационной структуры".
Используемое программное обеспечение
- Бизнес-инженер - система бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов,
HR-инжиниринга и управления эффективностью.