Версия для печати

Инвестициионные тормоза

Андрей Дворников

Выбор и все последующие последствия такового, всегда стояли и будут стоять перед человеком. Правильно или не правильно, быть или не быть, вложить, не вложить, правильно ли расставлены акценты, доверять или не доверять….и еще очень большой список.

Сомнения, размышления, анализ, интуиция и опять анализ и размышления. Бизнес - это жизнь. Лишь более открытая, более жесткая, где все последствия не надо ждать годами, они покажут вам свое лицо почти незамедлительно.

Российский бизнес вступает в сложный, но захватывающий по своей интенсивности период преобразований. Как хорошая игра с достойным, сильным и хитрым противником. Где нет рядом мудрого и доброго тренера, и скамейки запасных игроков, а так хотелось бы…..

Мы не будем обыгрывать тему ВТО, она достаточно обыграна, и симптомы проявления уже стали видимыми. Не утешительные результаты. Но время, совсем не много, практически минимально, но все же есть, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант бизнес - жизни и тренироваться, тренироваться, тренироваться.

Многие предприятия, не зависимо от форм собственности, направления деятельности решают для себя вопросы:

  1. как правильнее определить свою "нишу" на рынке;
  2. какими путями можно этого добиться;
  3. кто это сможет сделать;
  4. и какими инструментам.

Другими словами - как правильнее осуществить вложение средств, отказавшись от прибыли "сегодня", чтобы получать её "завтра" в другом, большем объёме. Или, куда должны быть направлены инвестиции, и какой должна стать компания, чтобы стать привлекательной для инвесторов? Много сложных, важных и своевременных вопросов. Нам не хотелось бы делать реверансы и петь дифирамбы. Время, наверное, не то. Закончилось время уговоров, поэтому простая констатация фактов.

В последнее время много и часто говорится об инвестициях и инвестиционных проектах, но почему-то постоянно, из вида упускается один из важнейших вопросов – вопрос внутренней готовности предприятий среднего и малого бизнеса, так же как и муниципальных учреждений к развитию через инвестиции.

На словах, большинство предприятий давно готовы к инвестиционным проектам, но, при близком рассмотрении, все выглядит в несколько ином свете.

Проблема первая, которая, по нашему мнению, является типичной для большинства предприятий - отсутствие системы стратегического управления, в рамках которой определяется стратегия на долгосрочный период, формируются стратегические планы и осуществляется контроль за их исполнением.

В большинстве случаев, горизонт бизнес - планирования не превышает одного календарного года, планирование осуществляется без учета факторов внутренней и внешней среды и анализа конкурентного окружения, бизнес-план не рассматривается и не корректируется в течение планового периода, итоги выполнения не подводятся. Предприятия ориентируются на успешный опыт, но не ищут свою уникальность на рынке. Тем самым становятся похожими друг на друга. Но в этой гонке невозможно оторваться друг от друга - раз нет отличий, значит, нет и преимуществ.

Проблема вторая – слабость системы оперативного управления, отсутствие взаимосвязи между бизнес - планами предприятия, его оперативными планами и бюджетами подразделений, и практически полное отсутствие системы управления проектами, что напрямую влияет на уровень рисков, результативность и сроки окупаемости самих проектов. А операционная эффективность – это скорость и качество работы, то для чего внедряются современные компьютерные системы, тратятся миллионы на обучение персонала, применяются самые современные станки и оборудование. Низкая скорость принятия управленческих решений, запоздалая реакция на изменения во внешней среде из-за несогласованности между собственниками или наемными топ-менеджерами, ведет, в лучшем случае, к пробуксовке проектов, а в худшем, делает его финансово не состоятельным.

Проблема третья - не стандартизированная деятельности организации. Отсутствие детальной, прозрачной структуризации процессов до уровня отдельных операций. Отсутствие четкого разделения ответственности внутри организации приводит не только к снижению качества товаров и услуг, но и к неэффективной структуре затрат, и как следствие снижение прибыли проектов и соответственно самой компании.

Проблема четвертая – кадровый голод на "профи" - специалистов, менеджеров, имеющих знания, умения, навыки и, главное, готовых работать в не простых условиях проектного управления, да и просто изменений.

Но это только верхушка айсберга. Не правильный подбор своей команды - частая история в организациях. Не редко забывается простой закон – "хороший специалист не обязательно хороший руководитель". И у сотрудника есть ли потенциал для будущего шага, или он откровенно, или не очень откровенно будет саботировать развитие (изменения) компании. И уже высший пилотаж руководства - поддерживать ту искру, тот кураж в команде, который дает возможность проявлять инициативой и творчеством. У многих ли навыки высшего пилотажа? Увы… Для этого надо самим научиться принимать на себя ответственность, а не лелеять недостаток мудрости.

Отсюда пятая проблема – готовность или, правильнее сказать, не готовность руководства предприятий к быстрым изменениям для повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Не желание выступать в роли действительного лидера. Хочется-то жить спокойно, и желательно не бедно. Устали они, руководители, от всех этих "вдруг". Но ничего не попишешь - "назвался груздем…" Сейчас, как никогда, значимость лидера - головы организации, возросла. И на их не хрупкие плечи ложится большой груз ответственности и дел. Найти, главное, единомышленников. Не много, но надежных. И таких, которые не побоятся против сказать и даже поругаться, но в ответственный момент будут рядом

Проблема шестая – отсутствие практического опыта в выборе источников финансирования, обосновании и финансовом планировании инвестиционных проектов, связанных не только с развитием бизнеса, но и с развитием систем управления (внутриорганизационным развитием).

Не хотелось бы казаться пессимистом, но в случае, если предприятия не будут решать свои внутриорганизационные проблемы, речь, в ближайшее время, все чаще будет идти вовсе не об инвестициях и развитии, а о продаже бизнесов или слиянии с более сильными игроками.

При наиболее благоприятном развитии ситуации, предприятия среднего бизнеса будут просто постепенно вытеснены на те сегменты рынка, которые по каким то причинам, временно, не интересны крупным игрокам и финансово-промышленным группам.

Хочется ли этого? Неужели не будет брошен вызов самим себе? В действительности потенциал и ресурс для успеха есть. Дело за малым. Поверить, что времени на самом деле очень мало, и начать выстраивать свою организацию. Просто? Легко? Дешево? Нет. Но это возможно и чертовски интересно.

Версия для печати
Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Copyright © 2001-2024 БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)