Классика построения организации:
от стратегии к бизнес-процессам и организационной структуре

 

Ковалев Сергей Михайлович -
руководитель, ведущий консультант
консалтинговой компании БИТЕК
(Бизнес-инжиниринговые технологии)

Ковалев Сергей Михайлович - руководитель, ведущий консультант консалтинговой компании БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)

Одной из важных задач современного менеджмента является построение эффективной организации, способной реализовать поставленные перед ней стратегические цели.

Как подойти к решению этой задачи, с чего начать? Построение организации состоит из трех этапов: разработка стратегии, разработка бизнес-процессов и проектирование на их основе организационной структуры (см. рис. 1).

Этапы построения организации

Рис. 1. Этапы построения организации

Первый этап - разработка стратегии, включает в себя следующие действия:

После определения целей, потребителей, продуктов и услуг необходимо перейти ко второму этапу - разработке бизнес-процессов компании, которые обеспечат достижение ее стратегических целей, производство продуктов и оказание услуг. И только на третьем этапе следует перейти к проектированию организационной структуры компании.

Следует обратить внимание, что организационная структура является средством, с помощью которого выполняются бизнес-процессы и достигаются стратегические цели. Поэтому организационная структура - это третичный элемент в цикле проектирования организации и к ее разработке нужно приступать в последнюю очередь.

В настоящее время многие российские организации допускают типовую ошибку - начинают оптимизировать организационную структуру, пропустив два предыдущих этапа.

Также на каждом этапе проектирования организации нужно определить и в последующем проводить контроль выполнения ключевых показателей (KPI).

На первом этапе - этапе разработки стратегии для каждой стратегической цели должны быть определены корпоративные ключевые показатели - KPI(c), которые будут измерять их достижение.

По каждому корпоративному показателю должно быть определено целевое значение, как на период горизонта стратегического планирования, так и на ближайший период промежуточного стратегического контроля, который должен осуществляться не реже одного раза в год. Для проведения стратегического контроля по каждому показателю должна быть собрана информация о его фактическом выполнении, рассчитаны план-фактные отклонения, индексы выполнения, а также определена степень достижения стратегических целей (см. рис. 2).

В ходе стратегического контроля высшее руководство организации на основе карты стратегических целей (см. рис. 2) должно отчитываться перед акционерами и вышестоящими организациями о том, как выполняется корпоративная стратегия.

Контроль и анализ достижения стратегических целей и KPI

Рис. 2. Контроль и анализ достижения стратегических целей и KPI

На втором этапе построения организации - этапе проектирования бизнес-процессов корпоративные показатели должны быть каскадированы на процессы. В ходе каскадирования осуществляется декомпозиция корпоративных показателей на процессные ключевые показатели и их распределение по бизнес-процессам.

Контроль выполнения ключевых показателей бизнес-процессов должен осуществляя чаще, чем стратегический контроль и не реже одного раза в квартал, в ходе которого ответственные за бизнес-процессы (владельцы бизнес-процессов) должны отчитываться перед высшим руководством организации о том, как происходит выполнение ключевых показателей по вверенным им бизнес-процессам (см. рис. 3).

Контроль и анализ выполнения KPI бизнес-процессов

Рис. 3. Контроль и анализ выполнения KPI бизнес-процессов

Отчетность о выполнении операционных показателей целесообразно проводить как в разрезе бизнес-процессов организации (см. рис. 3), так и в разрезе организационной структуры (см. рис. 4), что делается на третьем этапе проектирования организации.

Завершением третьего этапа организационного построения, на котором осуществляется разработка организационной структуры, является включение наиболее важных ключевых показателей организационных единиц в систему мотивации и оплаты труда руководителей и сотрудников организации.

Контроль и анализ выполнения KPI организационных единиц

Рис. 4. Контроль и анализ выполнения KPI организационных единиц

Литература

Используемое программное обеспечение


Версия для печати

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Информационный портал

Содержит более 3 000 инфор-
мационных и методических материалов по менеджменту, примеров бизнес-моделей, процессов и показателей (KPI), а также слайдов семинаров.

Перечень материалов

Войти на портал

Ближайшие семинары

30-31 августа, г. Москва
"Бизнес-анализ в системе Бизнес-инженер" Подробнее >>

4-5 сентября, г. Москва
"Современные методологии описания бизнес-процессов и бизнес-моделирования" Подробнее >>

6 сентября, г. Москва
"Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ФСА). Расчет трудозатрат и численности персонала" Подробнее >>

7-8 сентября, г. Москва
"Бизнес-процессы банка: описание, оптимизация, разработка показателей и регламентация" Подробнее >>

14-15 сентября, г. Москва
"Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ (ФСА) бизнес-процессов в Business Studio" Подробнее >>

18-20 сентября, г. Москва "Описание, анализ, оптимизация бизнес-процессов. Разработка регламентов" Подробнее >>

25-26 сентября, г. Москва
"Анализ и оптимизация оргструктуры. Повышение организационной эффективности и производительности труда" Подробнее >>

28-29 сентября, г. Москва
"Разработка стратегических целей и ключевых показателей (KPI). Построение системы мотивации и оплаты труда (СМОТ) на их основе" Подробнее >>

 +7 (495) 788-72-47
 Консалтинг Консалтинговые услуги Формы консалтинговых услуг Почасовая консультация Консалтинговые сессии Консалтинговые проекты  Бизнес-обучение Темы семинаров Расписание семинаров Корпоративные семинары Дистанционные курсы Презентации семинаров Книга "Секреты успешных пр..."  Программные продукты Бизнес-инженер График-студио Лайт  бесплатно Business Studio Microsoft Visio ARIS-конвертация Графические схемы процессов Бизнес-анализ Магазин моделей и решений Партнерские программы  Магазин процессов О магазине бизнес-процессов Каталог процессов и стоимость Нотации описания процессов  Решения Решения для банков Стратегия и BSC/KPI Бизнес-процессы Оргструктура Качество Проекты


Подписка на новостную рассылку
Введите Ваш e-mail:

Наш адрес:
127106, г. Москва
ул. Гостиничная, д.3, офис 318
тел. +7 (495) 788-72-47
e-mail: info@betec.ru

Copyright © 2001-2017
БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии)


Новости компании БИТЕК Информация о компании БИТЕК Публикации компании БИТЕК Партнерская программа компании БИТЕК Контактная информация

Статьи